Оздоровительный лагерь «Смена Первых: Первооткрыватели лета» Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» (далее – Движение Первых, Движение) направлена на формирование здоровой гармонично развитой личности, воспитание чувства патриотизма и активной гражданской позиции.
Данная программа является комплексной. В ее рамках реализуются следующие приоритетные направления:
оздоровление; развитие личности (формирование и развитие эмоционально-волевых качеств); освоение коллективной творческой и социально значимой деятельности;воспитание патриотизма и гражданственности.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ключевые смыслы программы:
«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, развитие уважения к символам государства (Герб, флаг, Гимн Российской Федерации), к историческим символам и памятникам Отечества.
«Мы – одна команда». Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Разновозрастный коллектив позволяет сформировать преемственность в ценностях, знания, действиях и поступках.
«Россия – страна возможностей». Окружающая социальная среда формирует взгляды, убеждения, привычки ребенка. Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций.
«Вливайся в Движение Первых». Принимая участие в событиях Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых», воспитанники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р);
Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3; Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Программа воспитательной работы Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых». – М., 2023 г.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель лагерной смены «Смена Первых: Первооткрыватели лета»: создать воспитательную систему деятельности разновозрастных отрядов лагерей с дневным пребыванием, способствующую воспитанию гармонично развитой, патриотичной и социально активной личности, направленную на реализацию детьми инициативы, самостоятельности и ответственности в деятельности Движения Первых.
Данная цель будет реализована через следующие задачи:
-создать условия для присвоения традиционных российских духовно-нравственных ценностей в совместной созидательной деятельности;
- вовлечь участников смены в работу по направлениям деятельности Движения Первых;
- формировать у детей опыт командной работы;
- проводить работу по привитию навыков ЗОЖ, оздоровлению детей, по профилактике заболеваний и по профилактике детской безнадзорности в каникулярное время;
- способствовать сотрудничеству детей и взрослых;
- укреплять взаимосвязи между школой, семьёй, жителями населённого пункта, организациями дополнительного образования, учреждениями культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей.
Воспитательная деятельность в лагере с дневным пребыванием основывается на следующих принципах:
принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их возраста, физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему деятельности.
Данные принципы реализуются в укладе лагеря, становясь базой для организации совместной деятельности в нем.
Особенностями лагеря с дневным пребыванием для разновозрастных объединений детей являются чаще всего небольшие по численности лагеря, расположенные в сельской местности. В летний каникулярный период они становятся местом притяжения большинства детей населенного пункта. В составе участников лагеря много братьев, сестер, соседей, близких друзей. Интерес к деятельности лагеря и желание оказывать лагерю помощь проявляют родители, бабушки и дедушки участников.
Участниками программы являются дети от 6,6 – до 12 лет, педагогические работники и медицинский работник.
Зачисление детей в отряд производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, на основании приказа по школе.
Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
Работники отряда несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
Сроки действия программы
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены с 02.06.2025 г. по 26.06.2024 г.
И КЛЮЧЕВЫХ ИДЕЙ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Концепция и уникальность лагерной смены. «Смена Первых: Первооткрыватели лета» представляет собой лагерную смену Движения Первых, во время которой вся деятельность участников смены направлена на знакомство с деятельностью Движения по утверждённым направлениям.
При разработке игровой модели смены авторы ориентировались на особенность Движения Первых – работу на цифровой платформе – и на один из трендов учебно-воспитательного процесса – геймификацию, то есть применение элементов и принципов игрового дизайна и игры. Это подход, при котором материал и учебно-воспитательный процесс представляются в виде игры или содержат игровые элементы, такие как задачи, достижения, награды и соревнования. Общие принципы геймификации: достижение целей, получение наград и достижений, создание вызовов и задач, использование рейтингов, здоровое соперничество, возможность выбора при принятии решений. Геймификация помогает сделать воспитательный процесс более привлекательным, мотивирующим и интерактивным.
Именно поэтому тематикой лагерной смены «Смена Первых: Первооткрыватели лета» является мир компьютерной игры. Такая тематика привлекательна для ребят младшего школьного и подросткового возрастов по ряду причин: для многих детей компьютерные игры являются основным источником развлечений, поэтому лагерь, организованный в стиле компьютерной игры, может быть для них увлекательным и захватывающим опытом, примером того, как виртуальный мир может быть организован в реальной жизни;
игровая тематика способствует развитию креативности и воображения у детей, они могут создавать истории, ролевые сюжеты, а также разрабатывать свои игровые миры и персонажей;
игры могут быть более запоминающимися и эмоционально насыщенными, что помогает обучающимся лучше запоминать и применять новые знания; игры часто требуют участия в коллективных задачах, что позволяет развивать навыки командной работы и сотрудничества;
игровая тематика предполагает множество разнообразных развлечений, дел и активностей, что сделает время пребывания в лагере увлекательным и запоминающимся.
Игровая модель. Лагерь представляет собой компьютерную игру, в которой участникам – персонажам игры – предстоит пройти несколько Миссий на открытых территориях. Помогают персонажам в этом опытные наставники – модераторы и босс игры. Цель персонажей – проходить Миссии Движения Первых. Каждый день в игре посвящён выполнению очередной Миссии. Ежедневно на Открытии ребята получают информацию о новой Миссии, после ее выполнения они могут открыть новую территорию в игре. Миссия считается выполненной, если успешно проведены утреннее и дневное дела. Для успешного выполнения Миссий персонажами модераторы игры проводят занятия в рамках программы обучения детей в лагере (мастер-классы, развивающие занятия, тренинги).
В основе Миссии игры – направления деятельности Движения Первых:
Направление Движения Первых и девиз |
Игровая Миссия |
Культура и искусство «Создавай и вдохновляй!» |
Миссия «Создавай и вдохновляй!» События дня способствуют проявлению творческих способностей в актерской деятельности, музыке, писательстве и других видах искусства. |
Волонтёрство и добровольчество «Благо твори!» |
Миссия «Благо твори!» События дня направлены на формирование у участников смены представлений о волонтерской деятельности и опыта её осуществления. |
Патриотизм и историческая память «Служи Отечеству!» |
Миссия «Служи Отечеству!» События дня направлены на формирование активной гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма у участников смены. |
Спорт «Достигай и побеждай!» |
Миссия «Достигай и побеждай!» События дня направлены на развитие у участников интереса и готовности к занятиям физической культурой и спортом. |
Здоровый образ жизни «Будь здоров!» |
Миссия «Будь здоров!» События дня направлены на формирование у участников смены ценностного отношения к здоровому образу жизни. |
Медиа и коммуникации «Расскажи о главном!» |
Миссия «Расскажи о главном!» События дня направлены на развитие интереса к медиапространству Движения Первых. |
Экология и охрана природы «Береги планету!» |
Миссия «Береги планету!» События дня направлены на формирование у участников смены экологической культуры. |
Туризм и путешествия «Открывай страну!» |
Миссия «Открывай страну!» События дня направлены на формирование у участников смены интереса к своей Родины. |
Миссия Движения «Быть в движении» |
«День Первых» События дня направлены на формирование у участников смены представления о назначении Движения Первых и вовлечения в его деятельность. |
Миссия Движения «Будь с Россией» |
Миссия «Будь с Россией» События дня направлены на формирование у участников смены традиционных российских духовно-нравственных ценностей, изучение истории России и родного края, формирование чувства гордости за страну. |
Миссия Движения «Быть человеком» |
Миссия «Быть человеком» События дня направлены на формирование активной гражданской позиции участников смены. |
Миссия Движения «Будьте вместе» |
Миссия «Будьте вместе» События дня направлены на формирование навыка осуществления коллективной социально значимой деятельности, формирование отношения к коллективу как к ценности. |
Миссия Движения «Быть Первыми» |
Миссия «Будьте Первыми» События дня направлены на формирование лидерских качеств и навыков организаторской деятельности у участников смены. |
Несмотря на то, что игровая модель предложена по одной из актуальных для детей тем (компьютерная игра), общий замысел смены предполагает живое общение детей друг с другом и с взрослыми. Опыт непосредственного взаимодействия в творческой, а не школьной среде обладает большим потенциалом и для детей, и для педагогов. В подобной среде складывается теплый дружеский климат, атмосфера содействия, сотворчества, общей заботы друг о друге. Всё это позволяет ребенку не просто знакомиться с ценностями Движения Первых, а успешно присваивать их себе.
Основные ценности Движения, заложенные в концепцию лагерной смены:
Жизнь и достоинство. Участники Движения в первую очередь ценят жизнь каждого человека. Берегут чувство собственного достоинства и заботятся о сохранении достоинства окружающих.
Патриотизм. Участники Движения любят свою Родину – Россию.
Любовь к стране проявляется в делах и поступках.
Служение Отечеству. Участники Движения объединены с Отечеством одной судьбой. Каждый на своем месте готовит себя к служению Отечеству и ответственности за его будущее.
Историческая память. Участники Движения изучают, знают и защищают историю России, противостоят любым попыткам ее искажения и очернения. Берегут память о защитниках Отечества.
Единство народов России. Участники Движения, являясь новыми поколениями многонационального и многоконфессионального народа России, уважают культуру, традиции, обычаи и верования друг друга. Это уникальное достояние нашей страны: народов много, Родина – одна.
Созидательный труд. Каждый участник Движения своим трудом приносит пользу: создает новое качество своих знаний, умений и навыков, применяет их во благо своей семьи, Движения и всей страны.
Дружба. Движение – источник дружбы для всех его участников. Вступая в Движение, каждый может найти себе друзей, близких по убеждениям, увлечениям, интересам и возрасту. В Движении друзья всегда рядом.
Взаимопомощь и взаимоуважение. Участники Движения действуют как единый коллектив, помогая друг другу в учебе, труде, поиске и раскрытии таланта каждого. Плечом к плечу преодолевают трудности. Уважают особенности каждого участника Движения, создавая пространство равных возможностей.
Добро и справедливость. Участники Движения действуют по справедливости, распространяют добро, считают доброту качеством сильных людей.
Мечта. Участники Движения умеют мечтать и воплощать свои мечты в жизнь. Смелые мечты открывают человеку новые возможности, а человечеству – неизведанные горизонты.
Крепкая семья. Участники Движения разделяют традиционные семейные ценности. Уважают старших. Помогают младшим. Заботятся в семье о бабушках и дедушках.
Основные принципы Движения, заложенные в основу лагерной смены:
Связь с жизнью. Движение делает понятным и близким для детей и молодежи цели развития страны, побуждает в них стремление принимать посильное участие в труде, активно участвовать в общественной жизни, приносить пользу окружающим людям. Реальная практика действий активизирует целеустремленность участников Движения.
Самодеятельный характер. Движение – значительное явление в жизни всей страны. Оно воспитывает в участниках творческое, активное отношение к жизни, прививает им навыки самостоятельности, развивает инициативу и самодеятельность. Дети мотивируют друг друга, родители (законные представители) поддерживают намерения детей, а учителя, педагоги, воспитатели и наставники помогают в реализации намерений детей. Участники самостоятельно и творчески проектируют деятельность Движения.
Коллективизм. Совместная общественно значимая деятельность, достижение единых целей коллектива, совместные переживания и заботы друг о друге, игры, проекты – все это формирует у участников Движения способности к дружбе, товариществу, ответственности за общее дело.
Самоуправление. Ключевым способом взаимодействия детей и взрослых в Движении, обеспечивающим развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения коллективных целей, является самоуправление – демократичная форма организации деятельности объединения детей и молодежи.
Соавторство. Основными соавторами воспитательного пространства как сети взаимосвязанных воспитательных событий Движения выступают дети, молодежь и другие участники Движения, а также семья и школа; общество и государство; социальные партнеры.
Учет возрастных особенностей участников движения. В Движение входят дети разных возрастов. Учитывать во всей многогранной и разносторонней воспитательной работе особенности каждой возрастной группы, ее интересы и возможности – ведущий ориентир деятельности Движения. Движение чутко прислушивается к запросам детей и молодежи, к их психологическим особенностям, отбирая содержание, формы коллективной деятельности, воспитательных событий в соответствии с возрастом. Важнейшей чертой детско-юношеского восприятия явлется потребность в игре, соревновании, в романтике. Участники Движения готовы к обязательствам и ответственности перед собой, своими младшими и старшими товарищами, перед семьей и всей страной.
Труд. Долгое время в нашей стране труд считался делом чести, славы, доблести и геройства, поэтому и в воспитательной работе Движения труд становится ведущим ориентиром. Воспитание трудовых качеств человека предопределяет уровень его жизни и благосостояния в будущем. Труд создает общественное богатство и способствует повышению общей культуры общества. Труд наполняет жизнь человека смыслом, является основной формой проявления его личности и таланта. Участие детей и молодежи в посильной трудовой деятельности даст незаменимый жизненный опыт и станет основой профессиональной ориентации
Непрерывность деятельности Движения. У Движения нет каникул, нет праздничных и выходных дней. Это лучшие дни для проведения общественно полезного совместного труда, спортивных соревнований, конкурсов, олимпиад, праздников, флагманских проектов.
На протяжении смены реализуется система деятельности, обеспечивающая безопасность детей и профилактику девиантного поведения, включающая в себя разработку и внедрение правил и норм поведения для детей, просветительские и профилактические мероприятия, направленные на развитие навыков коммуникации, эмоционального интеллекта, управления конфликтами, принятия решений и других навыков, которые помогут ребятам справляться с трудностями и преодолевать возникающие проблемы в общении (тренинги, вечерние огоньки, игры и др.), непрерывный мониторинг и оценку ситуации в лагере с целью своевременного выявления проблемных ситуаций и принятия мер по их решению, демонстрацию положительных ролевых моделей со стороны взрослых в лагере, оказание консультативной поддержки участникам смены со стороны вожатых, сотрудничество с родителями.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СМЕНЫ
Участники смены объединены в один разновозрастной отряд. Реализация программы требует наличия квалифицированного педагогического коллектива, способного обеспечить эффективную реализацию программы профильной смены. Организаторами программы смены являются педагоги образовательной организации, на базе которой организован лагерь с дневным пребыванием.
Педагогический состав, принимающий участие в реализации программы, формируется из расчёта 1 педагог на 10 детей. В помощь могут быть привлечены старшеклассники – активисты первичного отделения Движения Первых, обучающиеся психолого-педагогических классов, но нужно помнить, что юридической ответственности за детей в отряде они не несут.
Во время подготовки к реализации программы и для педагогического коллектива, и в особенности для привлекаемых старшеклассников могут проводиться занятия по организации игровой, коллективно-творческой деятельности с детьми младшего школьного и подросткового возраста, мастер-классы по оформлению отрядного места, изготовлению «визиток», проведению событий и дел различной направленности.
ЛОГИКА И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Основные этапы смены
Процесс раскрытия содержания программы смены представляет собой последовательность следующих этапов.
Этап 1. Первый, второй, третий дни смены – организационный период.
Задачи этапа: создание и сплочение коллектива; выявление лидеров, аутсайдеров, актива; формирование структуры отряда; определение правил создания творческих и инициативных групп; выявление интересов и склонностей ребят; планирование совместной деятельности; создание позитивного эмоционального настроя на смену и активное участие в событиях отряда и лагеря; выявление и расширение представлений участников смены о Движении; презентация структуры смены для реализации потенциала участников.
В первый день смены каждый участник получает Дневник впечатлений, который наполнен данными о проектах и направлениях деятельности Движения, а также содержит страницы, которые помогут участнику провести индивидуальную рефлексию, оценить прошедший день, записать появившиеся мысли и идеи. Знакомство с Дневником происходит на первом сборе отряда, а индивидуальная работа продолжается все последующие дни по вечерам после отрядного анализа дня.
Начиная со второго дня смены, отряды заводят традицию Доброго дела первых, направленного на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности. Ежедневно после утреннего организационного сбора отряд совместно с вожатыми определяет направления, в которых можно реализовать социально полезные инициативы (экологический субботник, помощь в благоустройстве территории поселения, проведение дел, направленных на популяризацию здорового образа жизни, проведение игровых занятий с местными жителями и т.д.).
Формы работы: игры на знакомство, взаимодействие, выявление лидеров; огонёк знакомства; маршрутная игра; линейка открытия; вечер знакомства.
Этап 2. С четвёртого по девятнадцатый день смены – основной период.
Задачи этапа: активная деятельность творческих и инициативных групп по подготовке дел; реализация коллективно-творческих дел и участие в них; участие в образовательной программе смены; интенсивное погружение в деятельность Движения Первых.
Каждый день начинается с Открытия дня «Первым приготовиться!», задающего эмоциональный настрой, знакомящего с программой дня, с флагманскими проектами Движения.
Ежедневно вожатые проводят занятия по образовательной программе: «Что нужно, чтобы стать Первым?». Занятия посвящены развитию мягких навыков, коммуникативных способностей, навыков командной работы, тайм-менеджмента и т.п.
Каждый день ребята принимают участие в делах лагеря и отряда.
Формы работы: игры на взаимодействие, выявление лидеров; маршрутная игра; конкурсная программа; интеллектуальная игра; квиз; аукцион; спартакиада; занятие; мастер-класс; встреча; коллективно-творческое дело; малая форма работы; квест; анализ дня; сбор; парад и др.
Этап 3. С двадцатого по двадцать первый день смены – заключительный период.
Задачи этапа: подведение итогов деятельности и построение перспектив использования полученного опыта за пределами лагеря – в деятельности Движения; организация групповой и индивидуальной рефлексии участников смены; создание позитивного настроя на новые встречи и совместные проекты уже в рядах Движения.
Формы работы: прощальный огонёк; линейка закрытия; конкурс
«Лидер»; дискотека.
Игровая модель (описание модели, системы стимулирования)
Игровая оболочка смены. Если мы готовим тематическую смену, то тематическим должно быть не только содержание. Важной составляющей является игровая оболочка, позволяющая в полной мере раскрыть тематику смены через изменения названий, наименование ролей, присвоение новых названий объекта на территории лагеря, различные приёмы визуализации – тематические оформление дел, костюмы и т.п.
Вариант оболочки для тематической смены:
Лагерь – компьютерная игра;
Отряд – персонаж игры с уникальными наборами навыков, опыта;
Вожатые/Воспитатели – модераторы игры;
Методисты – разработчики игры;
Руководитель смены – глава студии.
Система стимулирования: В определённом месте располагается первый элемент карты – мира компьютерной игры, этот мир будет расширяться, так как с выполнением очередной миссии отряду (командам одного отряда или отрядам) будет доступна новая территория. Миссии – это дела и события, непосредственно связанные с деятельностью Движения Первых, так как каждая миссия отражает направление деятельности Движения. За успешное прохождение миссии персонажи получают доступ к новой территории. Территории – это элементы карты (можно оформить в виде вымышленной географической карты). Новая территория обязательно открывается в новом игровом дне. На карте могут появляться дополнительные отметки (например, элементы рельефа, такие как Пик Достижений, или Гора Успеха) за особые достижения отряда. Кроме того, каждый отряд (команда отряда) имеет собственный экран состояния, на котором отмечается, сколько игровых жизней доступны персонажам. Игровые жизни можно зарабатывать, например, за победы в конкурсных состязаниях (количество жизней, которые персонажи отряды/команды получают за достижения, определяются организаторами). Чем успешнее пройдена миссия, тем больше жизней получает отряд (команда отряда), максимум устанавливается самостоятельно руководителем смены. За ряд нарушений (например, дисциплинарных) персонажи могут лишаться игровых жизней.
Цель персонажей – проходить миссии Движения Первых. Первый, второй, третий, двадцатый и двадцать первый дни не учитываем, так как в эти дни мы запускаем/завершаем игровую часть (названия миссий по дням есть, но территории не открываются, игровые жизни не зарабатываются). Каждый день в игре посвящён выполнению очередной миссии. Далее список миссий по дням, при необходимости их можно менять между собой:
День 1 Миссия «Знакомься с лагерем!» |
День 2 Миссия «Узнавай новое!» |
День 3 Миссия «Открывай смену!» |
День 4 Миссия «День Первых» |
День 5 Миссия «Будь здоров!» |
День 6 Миссия «Умей дружить!» |
День 7 Миссия «Дерзай и открывай! |
День 8 Миссия «Найди призвание!» |
День 9 Миссия «Создавай и вдохновляй!» |
День 10 Миссия «Создавай и вдохновляй!» |
День 11 Миссия «Будь с Россией!» |
День 12 Миссия «Благо твори!» |
День 13 Миссия «Благо твори!» |
День 14 Миссия «Достигай и побеждай!» |
День 15 Миссия «Расскажи о главном!» |
День 16 Миссия «Открывай страну!» |
День 17 Миссия «Береги планету!» |
День 18 Миссия «Учись и познавай!» |
День 19 Миссия «Служи Отечеству!» |
День 20 Миссия «Быть человеком!», «Быть первым!», «Быть вместе!» |
День 21 Миссия «До скорых встреч!» |
План-сетка смены «Смена Первых:
«Первооткрыватели Лета» на 21 день
День 1( Миссия «Знакомься с лагерем!» Утро: Игры на знакомство День: Маршрутная игра «Первые открытия», огонёк знакомства |
День 2 Миссия «Узнавай новое!» Утро: Организационный сбор, знакомство с образовательной программой День: Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!» |
День 3 Миссия «Открывай смену!» Утро: Линейка открытия смены День: «Здравствуйте», дискотека |
День 4 День Первых Утро: Торжественная линейка Первых, классная встреча, проектная сессия «Открывая гори- зонты» День: КТД «Быть в Движении», посвящение в Первые |
День 5 Миссия «Будь здоров!» Утро: конкурс творческих выступлений «Вре- мя здоровья!» День: Веревочный курс |
День 6 Миссия «Умей дружить!» Утро: Клуб дипломатов (дискуссионная площадка) День: Конкурс архитекторов (КТД) |
День 7 Миссия «Дерзай и открывай! Утро: Занятие «Занимательные опыты» День: Космическая гонка «Вперёд к звёздам!» |
День 8 Миссия «Найди призвание!» Утро: Профессиональная проба «Вожатый» День: Экономическая игра «В мире бизнеса» |
День 9 Миссия «Создавай и вдохновляй!» Утро: Квиз «Кинохиты» День: Стартин «Вы в танцах!» |
День 10 Миссия «Создавай и вдохновляй!» Утро: Малая форма работы «Пришёл, увидел, сочинил!» День: Мастер-класс «Коллективная картина» |
День 11 Миссия «Будь с Россией!» Утро: ПЧП «О главном», акция «Письмо другу», классная встреча День: Ярмарка «Многообразие в единстве», концерт «Россия – мой дом» |
День 12 Миссия «Благо твори!» Утро: Интерактивное занятие «Кто такой волонтёр?» День: конкурс проектов «Благо твори!» |
День 13 Миссия «Благо твори!» Утро: Мастер-класс «Правила организаторской работы» День: Игра «Герой нашего времени» |
День 14 Миссия «Достигай и побеждай!» Утро: Турнир по городкам День: Спортивная эстафета «Вызов первых» |
День 15 Миссия «Расскажи о главном!» Утро: Занятие «Медиаграмотность – это круто!» День: Конкурс буктрейлеров «Читай! Думай! Твори» |
День 16 Миссия «Открывай страну!» Утро: Фотокросс «Открывай страну» День: Фестиваль народных игр |
День 17 Миссия «Береги планету!» Утро: Конкурс плакатов «Береги планету!» День: Экологическая тропа |
День 18 Миссия «Учись и познавай!» Утро: Малая форма работы «Король Артур и рыцари круглого стола» День: Ярмарка «Немного об истории России» |
День 19 Миссия «Служи Отечеству!» Утро: Интеллектуальная игра «Морской бой» День: Игра на местности «Юные разведчики» |
День 20 Миссия «Быть человеком!», «Быть Первым!», «Быть вместе!» Утро: КТД «Книга рекордов отряда» День: Конкурс «Лидер» |
День 21 Миссия «До скорых встреч!» Утро: КТД «День сюрпризов» День: Линейка закрытия смены |
Режим дня:
Время |
Дела |
8.30 – 09.00 |
Встреча детей |
9.00 - 9.10 |
Линейка. Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ, разучивание орлятских песен. |
9.10 - 9.30 |
Зарядка. Выполнение традиционного комплекса физических упражнений, танцевальная разминка и разучивание флешмоба «Движение Первых». |
9.30- 10.00 |
Завтрак. Начинается с творческой презентации меню, которая включает информацию о пользе продуктов. Данная презентация находится в школьной столовой. |
10.00 - 11.30 |
Отрядные, лагерные дела (работа по плану) |
11.30 - 12.30 |
Спортивно - оздоровительный час |
12.30 - 13.00 |
Обед. Знакомство отрядов с меню, представленным на обед. |
13.00 - 14.00 |
Художественно-творческая деятельность: конкурсы, творческие мероприятия, клубные часы в ЦСДК, прогулки, экскурсии, чтение книг |
14.00 - 14.30 |
Итоги дня. Линейка .Уход детей |
Описание событий по периодам смены
Описание событий 1-го этапа смены.
Организационный период
Создание эмоционального настроя на активную жизнь и созидательную деятельность в смене, знакомство участников смены с Движением Первых, миссией и ценностями Движения, расширение представлений участников смены о деятельности и федеральных проектах Движения, знакомство с моделью смены и возможностями для самореализации и саморазвития в команде.
№ |
Событие |
Краткая аннотация |
02.06.2025. МИССИЯ «ЗНАКОМЬСЯ С ЛАГЕРЕМ!» |
||
1 |
Творческие игры-задания для знакомства и взаимодействия «Первые впечатления» |
Серия игр позволяющих организовать знакомство в отряде, содействовуют коллективообразованию. |
2 |
Хозяйственный сбор в от- ряде |
Хозяйственный сбор это встреча участников, где им предъявляются обязательные бытовые требования. |
3 |
Маршрутная игра по лагерю «Первые открытия» |
Маршрутная игра проводится на территории школы, населенного пункта и знакомит ребят с границами, традициями, обычаями. |
4 |
Творческие игры-задания для знакомства и взаимодействия «Первые впечатления» (продолжение) |
Серия игр позволяющих организовать знакомство в отряде, содействовуют коллективообразованию. |
5 |
Огонёк знакомства «Если вы есть, будьте первыми!», знакомство с Дневником впечатлений |
Огонек знакомства–неформальная "теплая" встреча участников. Огонек задает настрой на смену, помогает выявить интересы, запросы участников. На огоньке успешно проходят малые формы работы |
03.06.2025. МИССИЯ «УЗНАВАЙ НОВОЕ!» |
||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. Отряд с вожатыми собираются вместе, чтобы спланировать день, узнать распорядок дня, озвучить анонсы дел и событий, узнать задание на дневное дело, определить и распределить текущие задачи. |
2 |
Доброе дело Первых |
Традиция ежедневной реализации социально полезных инициатив. |
3 |
Организационный сбор в отряде |
На организационном сборе происходит создание организационной структуры и системы самоуправления отряда (если отряд не один). |
4 |
Знакомство с обучающим курсом «Что нужно, чтобы стать Первым?» |
Знакомство с системой ежедневных занятий в лагере, направленных на развитие soft-skills. Soft-skill дня: воображение |
5 |
Интеллектуальная игра «Хочу всё знать!» |
Игра представляет собой вариацию телешоу «Своя игра», где участникам представлены разные категории вопросов по разной цене. Участники выбирают вопрос и цену, если называют правильный ответ, то зарабатывают баллы в свою копилку. |
04.06.2025. МИССИЯ «ОТКРЫВАЙ СМЕНУ!» |
||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Доброе дело Первых |
Традиция ежедневной реализации социально полезных инициатив. |
3 |
Занятие в рамках образовательной программы «Что нужно, чтобы стать Первым?» |
Ежедневно вожатые проводят занятия в рамках программы обучения «Что нужно, чтобы стать Первым?» Занятия посвящены развитию навыков к синтезу информации, коммуникативных способностей, навыков командной работы, тайм- менеджмента и т.п. Soft-skill дня: креативное мышление |
4 |
Линейка открытия смены «Поехали!» |
Линейка открытия смены – это настоящий старт смены, где происходит погружение ребят в игровой мир смены, организуется презентация системы стимулирования. Отряд пред- ставляет своё название и девиз, рассказывает о готовности к смене. |
5 |
Конкурс рисунков на ас- фальте «Мы на старте!» |
Возможность для ребят творчески изобразить начало смены. |
Описание событий 2-го этапа смены.
Основной период
Знакомство участников смены с направлениями деятельности Движения; получение детьми опыта организации деятельности, который они смогут реализовать в своем первичном отделении; организация коллективного взаимодействия; сплочение отряда; создание благоприятного психологического климата в отряде; создание условий для самореализации каждого ребенка.
№ |
Событие |
Краткая аннотация |
||
05.06.2025. ДЕНЬ ПЕРВЫХ |
||||
1 |
Торжественная линейка Первых |
Торжественное построение участни- ков смены, на котором формирует- ся установка на эффективное участие каждого ребенка в событиях «Быть в Движении», знакомство с программой дня. |
||
2 |
Классная встреча |
Диалог с председателем Совета регионального отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи «Движение Первых». |
||
3 |
Коллективное творческое дело «Быть в Движении» |
Творческие визитки отрядов/команд, визуализирующие основные направления деятельности «Движение Первых». |
||
4 |
Занятие в рамках обуча- ющего курса «Что нужно, чтобы стать Первым?» Посвящение в Первые |
Занятия в рамках программы обучения «Что нужно, чтобы стать Первым?» Занятия посвящены развитию навыков к синтезу информации, коммуникативных способностей, навыков командной работы, таймменеджмента и т.п. Soft-skill дня: работа в команде |
||
06.06.2025. МИССИЯ «БУДЬ ЗДОРОВ!» |
||||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
||
2 |
Доброе дело Первых |
Традиция ежедневной реализации социально полезных инициатив. |
||
3 |
Конкурс творческих выступлений «Время здоровья!» |
Творческие театрализованные выступления на определенную тематику позволяют в понятной для детей форме обратиться к актуальным проблемам своего времени, увидеть отрицательные стороны нашей жизни и показать положительные моменты. Выступление может содержать стихи, прозу, песни, сценодвижения под музыку, перестроения. Конкурс посвящен правилам здорового питания. |
||
4 |
Верёвочный курс |
Конкурс «Веревочный курс» состоит из восьми этапов, последовательность прохождения которых отражена в маршрутном листе. Команда может переходить от этапа к этапу, когда посчитает это нужным, независимо от того, пройден ли он. Испытания направлены на формирование навыков работы в команде. |
||
07.06.2025. МИССИЯ «УМЕЙ ДРУЖИТЬ!» |
||||
1 |
Утренний организацион- ный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
||
2 |
Доброе дело Первых |
Традиция ежедневной реализации социально полезных инициатив. |
||
3 |
КТД Конкурс архитекторов |
«Конкурс архитекторов» – это не совсем конкурс, а, скорее всего, событие или коллективное творческое дело. Идея этого дела принадлежит педагогическому отряду «Товарищ» Костромского областного лагеря актива молодёжи имени А.Н. Лутошки- на «Комсорг». Оно позволяет детям и подросткам задуматься о вечных человеческих ценностях, правилах нравственности, о важности сотрудничества, создать условия для формирования и развития их ценностных ориентаций. Под ценностными ориентациями мы понимаем отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Дети в процессе события учатся раз- мышлять и договариваться, думать не только о себе, но и о другом человеке. |
||
09.06.2025. МИССИЯ «ДЕРЗАЙ И ОТКРЫВАЙ!» |
||
1 |
Утренний организацион- ный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Занятие «Занимательные опыты» |
Интерактивное занятие по проведению опытов с различными материалами и веществами. |
3 |
Космическая гонка «Впе- рёд к звёздам!» |
Конструирование собственных космических кораблей из подручных материалов, прохождение тематической полосы препятствий. |
10.06.2025. МИССИЯ «НАЙДИ ПРИЗВАНИЕ!» |
||
1 |
Утренний организацион- ный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Доброе дело Первых |
Традиция ежедневной реализации социально полезных инициатив. |
3 |
Профессиональная проба «Вожатый» |
Коллективное творческое дело, посвященное профессии вожатого. Создание портрета вожатого, определение необходимых качеств педагога в лагере, примерка роли вожатого. |
4 |
Экономическая игра «В мире бизнеса» |
Деловая игра, в которой необходимо открывать свои компании по оказанию услуг или же по продаже какой-либо продукции, рекламировать и лицензировать товар, находить поставщиков и покупателей. |
11.06.2025. МИССИЯ «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!» |
||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Квиз «Кинохиты» |
Интеллектуальная игра в тематике мирового кинематографа. Все вопросы составлены по популярным филь- мам и мультфильмам. |
3 |
Стартин «Вы в танцах!» |
Танцевальная конкурсная программа с заданиями, направленными на сплочение коллектива и активный досуг. |
13.06.2025. МИССИЯ «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!» |
||
1 |
Утренний организацион- ный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Малая форма работы «Пришёл, увидел, сочинил!» |
Коллективное дело, связанное с созданием отрядной книги: разработка сюжета, написание текста, дизайн и презентация издания. |
3 |
Мастер-класс «Коллектив- ная картина» |
Коллективное рисование картины пазла: отряд, разделённый на группы, совместно рисует одно изображение. |
4 |
Малая форма работы «Пришёл, увидел, сочинил!» |
Коллективное дело, связанное с созданием отрядной книги: разработка сюжета, написание текста, дизайн и презентация издания. |
14.06.2025. «БУДЬ С РОССИЕЙ!» |
||
1 |
Торжественная линейка «Это моя Россия» |
Торжественное построение участников смены, на котором формируется установка на эффективное участие каждого ребенка в событиях «Быть с Россией», знакомство с програм- мой дня. |
2 |
Тематические песни «О главном» |
Разучивание и исполнение песен патриотической направленности, обсуждение с детьми их смысла и истории создания. |
3 |
Акция «Письмо другу» |
Написание и обмен письмами участникам других профильных смен Движения Первых. |
4 |
Классная встреча |
Диалог со значимым и выдающимся деятелем региона. |
5 |
Праздничная концертная программа «Россия – мой дом» |
Праздничная концертная программа, включающая творческие номера участников смены патриотической направленности. Является значимым эмоциональным завершением дня. |
16.06.2025. «БЛАГО ТВОРИ!» |
||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Интерактивное занятие «Кто такой волонтёр?» |
Знакомим детей и подростков с деятельностью волонтёров, с волонтерскими проектами Движения Первых. |
3 |
Конкурс проектов «БЛАГО ТВОРИ!» |
Обучаем основам проектной деятельности, стимулируем создание волонтерских проектов |
17.06.2025. «БЛАГО ТВОРИ!» |
||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Мастер-класс «Правила организаторской работы» |
В процессе игровой деятельности участники знакомятся с правилами и этапами организаторской работы. |
3 |
Игра «Герой нашего времени» |
Идея этого дела принадлежит кандидату педагогических наук Тимониной Л.И. и членам педагогического отряда «Товарищ» Костромского областного лагеря актива молодёжи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг». Оно позволяет детям и подросткам задуматься о вечных человеческих ценностях, правилах нравственности, создать условия для формирования и развития их ценностных ориентаций, о роли личности, о себе и своих возможностях. |
18.06.2025. «ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!» |
||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Турнир по городкам, шашкам |
Обучаем детей традиционной русской игре «Городки» и проводим командное соревнование. И проводим турнир по шашкам |
3 |
Спортивная эстафета |
Эстафета представляет собой спортивные состязания между несколькими командами. Она включает в себя несколько спортивных конкурсных испытаний. |
19.06.2025. «РАССКАЖИ О ГЛАВНОМ!» |
||
1 |
Утренний организацион- ный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Занятие «Медиаграмотность – это круто!» |
Создание собственной грамотной новостной ленты. На данном занятии можно анонсировать фотокросс, который будет прохо- дить в течение следующего дня. |
3 |
Конкурс буктрейлеров «Читай! Думай! Твори!» |
Создание увлекательных буктрейлеров на основе прочитанных книг. |
20.06.2025. «ОТКРЫВАЙ СТРАНУ!» |
||
1 |
Утренний организацион- ный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Занятие в рамках обуча- ющего курса «Что нужно, чтобы стать Первым?» |
Занятия в рамках программы обучения «Что нужно, чтобы стать Первым?» Занятия посвящены развитию навыков к синтезу информации, коммуникативных способностей, навыков командной работы, тайм- менеджмента и т.п. Soft-skill дня: критическое мышление |
3 |
Фотокросс «Открывай страну» |
Фотокросс – это соревнование фотографов, гонка с тематическими временными рамками. |
4 |
Фестиваль народных игр |
Большой праздник, где дети знакомят друг друга с народными играми, проводятся конкурсы. |
21.06.2025. «БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!» |
||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Занятие в рамках обуча- ющего курса «Что нужно, чтобы стать Первым?» |
Занятия в рамках программы обучения «Что нужно, чтобы стать Первым?» Занятия посвящены развитию навыков к синтезу информации, коммуникативных способностей, навыков командной работы, тайм- менеджмента и т.п. Soft-skill дня: логика |
3 |
Конкурс плакатов «Береги планету». |
Через конкурсную творческую деятельность происходит формирование у детей и подростков представлений и необходимости бережного отношения к природе. |
4 |
Экологическая тропа |
Экологическая тропа – это маршрут в лесу, который проходит через различные экологические системы, где дети изучают природу, учатся ее охранять. В процессе создания и прохождения тропы дети углубляют экологические знания, у них формируется ответственное и бережное отношение к природе. |
23.06.2025. «УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!» |
||
1 |
Утренний организацион- ный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Малая форма работы «Ко- роль Артур и рыцари кру- глого стола» |
Разгадывание загадок и выполнение заданий от таинственного короля Артура и его рыцарей. |
3 |
Ярмарка «Немного об истории России» |
Ярмарочные гуляния по станциям, посвящённым событиям истории России; увлекательное и познава- тельное приключение по страницам истории страны. |
24.06.2025. «СЛУЖИ ОТЕЧЕСТВУ!» |
||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Интеллектуальная игра «Морской бой» |
Через известную всем игру повторяем и закрепляем знания у детей по истории страны; воспитываем лю- бовь к Родине. Прежде, чем сделать ход, отвечаем на вопрос. |
3 |
Игра на местности «Раз- ведчики» |
Предлагаем ребятам пройти ряд испытаний (своего рода посвящение), которые необходимы для того, что- бы стать разведчиком: проверить себя в смекалке, внимании, ловко- сти, прочности отношений в отряде. В итоге прохождения разведыватель- ной операции ребята получают удостоверения и памятные шевроны. |
Описание событий 3-го этапа смены.
Заключительный период
Анализ смены детьми и вожатыми; создания комфортных психо- логических условия для отъезда ребят; рефлексия и закрепление опы- та организации деятельности, который они смогут реализовать в своем первичном отделении.
№ |
Событие |
Краткая аннотация |
25.06.2025. «БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ!», «БУДЬТЕ ПЕРВЫМИ!», «БУДЬТЕ ВМЕСТЕ!» |
||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
КТД «Книга рекордов от- ряда» |
Книга рекордов – это конкурсная программа, позволяющая детям проявить свои способности. В таком кон- курсе может быть создана ситуация успеха для каждого. |
3 |
Конкурс «Лидер» |
Конкурс лидеров – одно из завершающих событий смены. Это возможность для участников – лидеров смены – проявить себя, показать, чему они научились. Именно эти ребята смогут стать ктивными участниками и организаторами событий Рос- сийского движения детей и молодёжи «Движение Первых». |
26.06.2025. «ДО СКОРЫХ ВСТРЕЧ!» |
||
1 |
Утренний организационный сбор |
Утренний сбор отряда – ежедневная традиция. |
2 |
Доброе дело Первых |
Традиция ежедневной реализации социально полезных инициатив. |
3 |
КТД «День сюрпризов» |
КТД «День сюрпризов» – завершающее событие смены. Это возможность для участников сказать «спасибо» педагогам и ребятам, вспомнить лучшие моменты лагерной жизни. |
4 |
Линейка закрытия смены |
Торжественное подведение итогов смены |